Вышел 210-й номер «ВЕСТНИКА РХД»

5BCQGoUАвторы и герои номера – митр. Антоний Сурожский, митр. Иоанн (Зизиулас), Оливье Клеман, Лев Толстой, Иван Тургенев, Александр Блок, Александр Солженицын, Симона Вейль, Мишель Винавер, Максим Винавер, Сергей Юрский, Жорж Нива, Жаклин де Пруайяр…

Читать далее Вышел 210-й номер «ВЕСТНИКА РХД»

Вышел II том Собрания сочинений м. МАРИИ (СКОБЦОВОЙ)

Вышел долгожданный Второй том Собрания сочинений м. МАРИИ (СКОБЦОВОЙ)! В него вошли произведения, написанные в первые годы ее эмигрантской жизни: жития святых; религиозно-философские очерки о русских мыслителях и судьбе России; ранняя газетная публицистика; письма и записные книжки…
Многие тексты публикуется впервые по архивным материалам, во вклейке — редкие фотографии и документы (из архива РСХД).

💐Поздравляем всех причастных к этому изданию!💐

Подробнее о книге см. http://www.rp-net.ru/store/element.php?IBLOCK_ID=30&SECTION_ID=289&ELEMENT_ID=10525#contents

Николай Афанасьев и его евхаристическая экклезиология

В пятницу 14 декабря в 19.00 в Свято-Филаретовском-институте (Москва, ул. Покровка, д. 29) состоится презентация книги Виктора Александрова «Николай Афанасьев и его евхаристическая экклезиология», выпущенной в этом году издательством СФИ.

Имя о. Николая Афанасьева хорошо известно православному читателю. Этого однако нельзя сказать о его богословии. В предисловии к книге ее автор пишет:

«По мере того как я медленно собирал и прочитывал работы Афанасьева, знакомился с тем, что написано о нем, я осознавал, что его послание Церкви было далеко не столь внимательно прочитано, как оно того заслуживает. <…> Как это часто бывает, в богословском общественном мнении утвердились упрощенные и фрагментарные представления об экклезиологии о. Николая. Название «евхаристическая экклезиология» стало популярным и вошло в богословский лексикон. Однако его стали применять к столь широкому кругу явлений, что смысл его, вполне определенный у самого Афанасьева и его ближайших последователей, оказался весьма размыт.» 

Читать далее Николай Афанасьев и его евхаристическая экклезиология

13 октября родился Георгий Федотов

Георгий Федотов. 1906-1907. Из архива К. Б. Федотова

13 октября (1 октября по ст. стилю) 1886 г. родился выдающийся русский религиозный философ, публицист ГЕОРГИЙ ПЕТРОВИЧ ФЕДОТОВ (1886-1951), о котором Юрий Иваск писал: «Его дело – оправдание культуры, которая так страстно и на все лады отрицалась у нас – со времени Белинского и до «Русской идеи» Бердяева. И он боролся с этим отрицанием, которое довело Россию до нового советского варварства и облегчило торжество зла большевизма, способного погубить все человечество».  А о. Александр Мень восхищался точнейшим политическим прогнозам Федотова-историка: «Все те характеристики сталинизма, которые сейчас наполняют публицистику, и серьезные исследования были даны Федотовым в то самое время, когда это происходило. На расстоянии! Я читал его статьи: 1936–1937 годов – все прогнозы, все описания событий совершенно точны».

Читать далее 13 октября родился Георгий Федотов

ОЛЬГА СЕДАКОВА К СТОЛЕТИЮ 1917 года

седакова
Ольга Седакова. Фото — Сергей Мелихов

К СТОЛЕТИЮ 1917 г. в 208 номере «ВЕСТНИКА РХД» опубликованы статьи ЖОРЖА НИВА «Солженицын о Феврале и Октябре», ОЛЬГИ СЕДАКОВОЙ «Всё новое», прот. ВЛАДИМИРА ЗЕЛИНСКОГО «Власть слов, заменивших собою реальность», НИКИТЫ СТРУВЕ «Советскому человеку — шестьдесят лет».

Предлагаем читателю фрагмент статьи ОЛЬГИ СЕДАКОВОЙ:

«Об «образцовом», педагогическом смысле бессудных и произвольных («каждого пятого») расстрелов и расправ открыто писал Ленин в письмах времен красного террора. Собираются и оглашаются факты, каждый из которых приводит в ужас, истории частных жизней, каждая из которых поражает. Почему же уже известного и оглашенного недостаточно для того, чтобы не продолжать перекладывать гирьки: а зато космос, урбанизация, ГЭС и т.п.? Я думаю, по причине той антропологической катастрофы, о которой мы говорим. Создан человек, который может сказать: «Так было нужно». Нужно было уничтожать невинных, разрушать страну, насаждать гуманитарное и религиозное невежество, осуществлять из поколения в поколение отрицательную селекцию населения… Нужно. Читать далее ОЛЬГА СЕДАКОВА К СТОЛЕТИЮ 1917 года

О ПУБЛИКАЦИИ «АРХИПЕЛАГА ГУЛАГА» В YMCA-Press в 1973 году

IMG_20180907_092248«Результат ошеломляет самого автора, в особенности, когда он посещает, в 1975 году в Париже, ту «страшно тайную типографию, как я воображал ее из Москвы … хорошо, что не знал, разорвалось бы сердце мое: типография Лифаря – это открытый амбар, куда может в любое время всякий свободно зайти и ходить между незаграждёнными стопами набора, того же и Архипелага. Связь Лифаря (пережившего 30-е годы в СССР) с издательством ИМКА не могла не быть известна ГБ – и как же они проморгали подготовку Архипелага ? …  И как моя голова уцелела?». Читать далее О ПУБЛИКАЦИИ «АРХИПЕЛАГА ГУЛАГА» В YMCA-Press в 1973 году

СОЛЖЕНИЦЫН И РУССКАЯ ЭМИГРАЦИЯ

IMG_20180907_092238«Я ещё не начинал знакомиться с русской эмиграцией, но любил её уже давней, многолетней любовью, как хранительницу наших лучших традиций, знаний и надежд. Я годами воображал её большой человеческой силой, которая всё сбережёт и когда-нибудь исцеляющим вливанием отдастся нашей стране» (А.И. Солженицын).

Вышел сборник по итогам юбилейной конференции в Институте Русистики Варшавского университета: АЛЕКСАНДР СОЛЖЕНИЦЫН И РУССКАЯ ЭМИГРАЦИЯ / Под ред. Магдалены Домбровской и Пётра Глушковского. Варшава–Торунь:  EIKON, 2018. 230 c. Читать далее СОЛЖЕНИЦЫН И РУССКАЯ ЭМИГРАЦИЯ

НИКИТА СТРУВЕ о Homo sovieticus

струвеК СТОЛЕТИЮ 1917 г. в 208 номере «ВЕСТНИКА РХД» опубликованы статьи: «Солженицын о Феврале и Октябре» ЖОРЖА НИВА, «Всё новое» ОЛЬГИ СЕДАКОВОЙ, «Власть слов, заменивших собою реальность» прот. ВЛАДИМИРА ЗЕЛИНСКОГО, «Советскому человеку — шестьдесят лет» НИКИТЫ СТРУВЕ.

Предлагаем читателю фрагмент из последней статьи, написанной Н. А. СТРУВЕ в 1977 г. для французского издания. По-русски публикуется впервые. Перевод Светланы Дубровиной.

«Как прекрасно показал Ален Безансон, такая пропаганда создает идеологическую сверхреальность (в той степени, в какой эта пропаганда не связана непосредственно с реальностью), к которой советский человек так или иначе вынужден примкнуть. Чтобы этого достичь, идеократическое государство стремится отрезать всякую возможность получения информации о любых доктринах, отличных от официальной догмы, или о иной, нежели советская, реальности. «Все познается в сравнении», — сказал поэт. Государство-партия делает сравнение невозможным и тем самым лишает своих подчиненных возможности самому выносить суждение и познавать. Советский человек принимает государственную религию либо через акт веры, либо из-за конформистской пассивности, либо из малодушия. Но во всех трех случаях этот выбор делает его несчастным. Читать далее НИКИТА СТРУВЕ о Homo sovieticus

100-ЛЕТИЕ ПОМЕСТНОГО СОБОРА 1917–1918 ГОДОВ

собор 1917 1918

В 208-м номере «Вестника РХД» была продолжена начатая в 207-м номере публикация АНКЕТЫ о значении Поместного Собора 1917–1918 годов. На ее вопросы ответили прот. МИХАИЛА ФОРТУНАТО и игумен ПЕТР (МЕЩЕРИНОВ).

Редакцией «Вестника» были предложены следующие вопросы:

  1. В чем Вы видите значение Собора для церковной истории, каково его главное «послание» Церкви?
  2. В чем значение Собора для Вашей Церкви? Насколько решения Собора были проведены в жизнь в Церкви, к которой Вы принадлежите?
  3. Есть ли необходимость в большей реализации решений Собора? Каковы перспективы такой реализации в Вашей Церкви?

Публикуем ответы протоиерея МИХАИЛА ФОРТУНАТО, клирика Сурожской епархии, многолетнего регента в лондонском Успенском соборе:

  1. Для церковной истории Поместный Собор 1917 года был глобальным ответом на государственные реформы Петра I, административно закрепостившие действия Церкви и тем затормозившие развитие ее жизни. Собор был и непосредственным ответом два века спустя на отречение царя Николая II от престола, снявшее эти ограничения.

За истекшие два столетия (XVIII–XIX вв.) Поместному Собору предшествовало терпеливое, подспудное собирание сил, подготовленное широким, постепенным возрождением духовных и умственных способностей общества. В церковной жизни происходили перемены благодаря благотворному действию старчества в духовной жизни общества, благодаря православной миссии, развернутой до пределов страны и далее, благодаря и росту и качеству, богословского образования.

В последние двенадцать лет (1905–1917 гг.) перед Собором среди епископов была проведена конкретная, предметная подготовка. В ней выявилось тогда сознание нарастающего духовного возрождения. Страна шла в гору. Целью Собора стало усиление и упорядочение церковной жизни, епархий, приходов, вхождение Церкви в новое время и возможности дальнейшего развития общества. Читать далее 100-ЛЕТИЕ ПОМЕСТНОГО СОБОРА 1917–1918 ГОДОВ

МАТЬ МАРИЯ (СКОБЦОВА) И НАТАЛЬЯ ГОНЧАРОВА В КОНТЕКСТЕ РУССКОГО АВАНГАРДА

мать мария тайная вечеря3
Тайная Вечеря. Вышивка м. Марии (Скобцовой)

В последнем, 208 номере «Вестника РХД» опубликована статья искусствоведа, ст. научного сотрудника Третьяковской галереи ГАЛИНЫ СЕРОВОЙ «МАТЬ МАРИЯ (СКОБЦОВА) И НАТАЛЬЯ ГОНЧАРОВА. ШИТЬЕ «ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ» В КОНТЕКСТЕ РУССКОГО АВАНГАРДА».

гончарова евангелисты3
Н. С. Гончарова. Евангелисты. Тетраптих. 1911. Фрагмент. Русский Музей, С.-Петербург.

Автор обнаруживает влияние древних фресок новгородского храма Спаса на Нередице (XII век) на тетраптих Натальи Гончаровой «Евангелисты» (1911) и на вышивку матери Марии «Тайная вечеря» (1940–1941), выполненную для Покровского храма на улице Лурмель в Париже.

апостол Матфей Нередица
Евангелист Матфей. Фреска в церкви Спаса на Нередице. 1199. Разрушена в годы Второй мировой войны. Фото Л.А. Мацулевича, 1910

«Мать Мария была вдохновлена фотографиями фресок XII века. Они были ей близки мощной экспрессией образов, движением, монументальностью, ясно выраженным духовным переживанием. Списывая с репродукций альбома фигуры для вышивки над царскими вратами, она создает такую иконографию Тайной вечери, в которой прочитывается прощальная беседа Спасителя с учениками, крестное моление в Гефсиманском саду, близость жертвенного страдания и одновременно здесь и сейчас осуществляется эсхатологическое ожидание Христа во славе».